При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Основное название
Песнь водопада
1937 г.
холст, темпера
99.5×61.5 см
44024 КП
9454 II
Место нахождения произведения
Государственный музей Востока

Полотно Н.К. Рериха «Песнь водопада» передаёт традиционное китайское миросозерцание. На тёмной скале сидит женская фигура (возможно, китайская богиня). Вслушиваясь в звуки льющегося сверху водопада, она перебирает струны гучжэна (китайской цитры). Этот образ буквально иллюстрируется в одном из имён богини «Рассматривающая звуки мира».

В картине Рерих противопоставляет контрастные тона, усиливающие эффект красок: синие горы, бирюзовые потоки водопада, оранжевое небо... Звучание инструмента, волн, камней сливается в едином ритме потока. Живопись становится музыкой.

«Песнь водопада» – возможно, самое китайское по духу, проникновению в традиционное миросозерцание китайцев произведение Рериха. Перспективно полотно не имеет единого угла зрения. Водопад и горы написаны от земли, женщина же – как бы с высоты. Движение взгляда сверху вниз по линиям падающей воды к человеку и затем по очертаниям гор снова вверх как бы означает в своем завершении триединую сущность мира: Неба, Человека, Земли в соответствии с древнейшим памятником философской мысли Китая «И цзин» («Книгой перемен»).

Все искусство Китая пронизывает идея следования космическому пути дао, стремление воплотить кистью присутствие высшей реальности, единой силы, охватывающей весь мир. В картине Рериха, как и в даосизме, все сущее наполнено Единым. Скалы, водопад, человек – все вслушиваются в мелодию пространства и как бы сливаются с первичной субстанцией мира.

В картине всё очищено от материальной конкретики, всё возведено до символической духовной высоты. Тёмная скала как архаичный сфинкс Земли перебирает струны водопада. Водопад по древним представлениям китайцев говорит о своём истоке. И исток этот в картине идёт от неба. Музыкой сфер, надолго западающей в душу, звучит аккорд чистых светоносных красок. Девушка сердцем прислушивается к созвучиям, рождающимся в самом музыкальном инструменте и как бы непосредственно идущим от вибраций Вселенной.

Струны водопада, струны инструмента, струны души - всё это резонирует, говоря словами Рериха, на «мощь Дао».

(Е.П. Маточкин. Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха)