При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Документы

Переписка

Дневники

Фотодокументы

Архив

АРХИВНЫЙ ФОНД КЭТРИН КЭМПБЕЛЛ-СТИББЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ВОСТОКА  

Во второй половине 1970-х годов американская гражданка, вице-президент Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе передала в дар Государственному музею Востока значительную рериховскую коллекцию. В нее входили собрание картин, этюдов и эскизов Н.К. Рериха, предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, мемориальные вещи, а также архивные документы, связанные с жизнью и деятельностью семьи Рерихов.

Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе (1898–1996) познакомилась со Святославом Рерихом в Нью-Йорке в 1924 году, а в 1929 году – с Н.К. Рерихом. С этого момента началась ее дружба с семьей Рерихов, а в последствии и с учрежденными ими культурными учреждениями в Америке. В 1930-е годы Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе становится одним из ближайших доверенных лиц семьи Рерихов, отстаивая их интересы в США после разрыва Рерихов с президентом Совета директоров музея и финансистом Луисом Хоршем. После Второй мировой войны Кэтрин Кэмпбелл-Стибе оказала финансовую поддержку при покупке здания для Музея Николая Рериха, открытого в 1949 году в Нью-Йорке. Она также активно покупала работы Н.К. Рериха, попадавшие на американский художественный рынок.

Во второй половине 1970-х годов после широкого празднования в СССР столетнего юбилея Н.К. Рериха Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе передала в дар СССР часть своей рериховской коллекции. Эта коллекция поступила на хранение в Государственный музей Востока. Наряду с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства в нее вошли архивные материалы, которые собирала семья Рерихов, некоторые личные вещи Рерихов и архивные материалы, которые ранее принадлежали большому художественному Музею Рериха в Нью-Йорке до его ликвидации в 1936 году.

Большинство документов, входивших в дар Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, представлено на английском языке и лишь небольшая часть – на русском.

Читать полную статью

Этот архивный фонд условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся материалы, касающиеся деятельности Музея Рериха, а также культурных учреждений при нем (Института объединенных искусств; Музыкальной школы, основанной выходцами из России, супругами Морисом и Зинаидой Лихтман, которые впоследствии стали вице-президентами Музея Рериха; а также выставочного центра «Корона Мунди» и др.). Ряд документов дает представление об истории возникновения и становления Музея Рериха в Нью-Йорке (1923–1936). Среди документов встречаются годовые и финансовые отчеты о деятельности Музея Рериха. Прежде всего это письма президента музея Луиса Хорша и его жены Нети Хорш к Рерихам, а также рукописные дневники и отчеты Хорша за первую половину 1930-х годов. Уникальные документы воссоздают летопись деятельности Музея Рериха. Они помогают восстановить цепь событий, которая привела к ликвидации первого музея Рериха и его культурных учреждений в США. Наряду с официальными отчетами, письмами и телеграммами сотрудников музея в архиве хранится подборка газетных статей на английском и русском языках из прессы 1920-х и 1930-х годов о важных событиях культурной жизни США и самого Музея Рериха.

Среди разнородных материалов выделяется значительный объем писем сотрудницы Музея Рериха, журналистки Эстер Лихтман (сестры Мориса Лихтмана), адресованных Николаю Константиновичу и его супруге Елене Ивановне Рерих. Эти письма относятся большей частью к первой половине 1920-х годов и в меньшей – к началу 1930-х годов. В них подробно описана деятельность Музея Рериха, формирование экспозиции, в частности открытие «Зала Елены Рерих» (1924), а также работа культурных учреждений, таких как «Корона Мунди», исполнительным директором которого был Святослав Рерих, младший сын Николая Константиновича и подающий большие надежды молодой художник. Говоря о Святославе Рерихе, следует отметить, что о раннем периоде творчества будущего мастера сохранилось достаточно мало биографических сведений. Здесь письма Эстер Лихтман являются важным документальным источником.

Вторую группу составляет подборка документов, касающихся международного договора о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, который был предложен Н.К. Рерихом. Документ, известный больше как Пакт Рериха, был подписан странами Северной и Южной Америки. В архиве имеется фотография акта подписания этого международного документа в Вашингтоне в апреле 1935 года. На ней запечатлена сама процедура подписания договора министром сельского хозяйства США Генри Уоллесом в присутствии президента страны Франклина Делано Рузвельта. В этой группе особую ценность имеет подлинник письма Ф.Д. Рузвельта (еще в статусе губернатора штата Нью-Йорк), адресованного в Музей Рериха.

Важным историческим документом можно считать машинописную копию письма Н.К. Рериха королю Югославии Александру, активному сподвижнику в деятельности по подготовке продвижения Пакта Рериха в Европе. Известно, что Рерих и король Александр состояли в переписке вплоть до самой смерти монарха в 1934 году.

Третью группу составляет массив документов, касающихся двух экспедиций Н.К. Рериха – по Центральной Азии (1925–1928) и Дальнему Востоку (1934–1935).

Наиболее ценный пласт документов относится к тибетскому этапу экспедиции Н.К. Рериха по Центральной Азии (1927–1928). Караван путешественников был задержан властями Тибета на подступах к Лхасе (окрестности селения Нагчу) и находился в тяжелых условиях зимнего стояния на протяжении пяти месяцев. О бедственном положении экспедиции ее глава намеревался сообщить тибетским властям, предпринимая многочисленные попытки связаться с Далай-ламой XIII в Лхасе, с премьер-министром Тибета, комиссаром области Хор и местными губернаторами. Однако все усилия установить связь с внешним миром оказывались безрезультатными. Далай-ламе было отправлено три письма (от 28 октября, 8 ноября и 14 ноября 1927 года). В двух первых посланиях Рерих от имени главы Союза западных буддистов объяснял цели Миссии и сообщал о бедственном положении его каравана. В третьем – он бросил упрек тибетскому владыке в бесчеловечной жестокости по отношению к «западным буддистам». Эти письма и другие документы, касающиеся экспедиции, составляют важный и интересный раздел архивного собрания.

В этом архивном собрании находятся материалы, относящиеся ко второй экспедиции под руководством Н.К. Рериха, организованной Департаментом агрикультуры США в Северную Маньчжурию и Внутреннюю Монголию в 1934 и 1935 годах с целью сбора семян засухоустойчивых трав. Эта экспедиция имела своей целью собрать образцы растений, способных адаптироваться в условиях американских прерий, пострадавших в начале 1930-х годов от засухи и ураганов.

Наибольший интерес представляют собой письма Н.К. Рериха и его старшего сына, востоковеда Ю.Н. Рериха (1934), написанные во время экспедиции начиная с американского города Сиэтл, откуда Рерихи отбыли по морю в Японию, и заканчивая Харбином, откуда Рерихи направились в Маньчжурию. Эти письма, адресованные сотрудникам нью-йоркского музея, являются, по сути, дневниковыми записями маньчжурской экспедиции.

Во время пребывания в Маньчжурии Н.К. Рерих устанавливал контакты с представителями русской эмиграции на Дальнем Востоке, выступал с лекциями в Харбине, где около полугода находился штаб экспедиции, занимался благотворительной работой в эмигрантской среде. Вся деятельность главы экспедиции нашла отражение в его экспедиционных дневниках, написанных на первом этапе в форме писем к американским сотрудникам (1934) и затем – в виде классических дневниковых записей (1935). Благодаря этим документам появляется возможность воссоздать целую страницу жизни художника и ученого, до сих пор остающуюся малоисследованной.

Дальневосточные экспедиционные материалы дополняют письма Н.К. Рериха к широкому кругу деятелей эмиграции, сотрудничавших с художником в Харбине, Тяньцзине и Шанхае, таких как В.К. Рерих, В.Н. Грамматчиков, А.П. Фридлендер, Г.И. Чертков, Э.Э. Анерт и др. Они существенно расширяют наше представление о многообразной деятельности художника в русском Китае.

К этому блоку относится и переписка с Г.Г. Шклявером (1897–1970), секретарем Французского центра Рериха в Париже, юристом-международником, деятелем Пакта и Знамени мира. Известно, что в конце 1920-х годов он был одним из основных разработчиков текста этого договора, активно работал над продвижением Пакта в странах Европы, читал лекции о Пакте и деятельности Н.К. Рериха.

Следует обратить внимание и на письма Ю.Н. Рериха, принявшего самое активное участие в экспедиции по Дальнему Востоку. Его письма дополняют корреспонденцию отца и создают более объемную картину всей экспедиции.

Четвертая группа представлена так называемыми «Minutes of Meetings» (1930-е), протоколами заседаний сотрудников нью-йоркского музея (включая состоявшиеся с участием Рерихов). В протоколах заседаний отразилась многогранная работа сотрудников Музея Рериха и многочисленных культурных учреждений по организации выставок, лекций, а также благотворительная деятельность, направленная на укрепление музея. В эту группу входят также официальные меморандумы музея и ксерокопии писем Е.И. Рерих к разным корреспондентам.

Для специалистов по буддизму интерес представляет рукописный список предметов из коллекции восточного искусства известного русского востоковеда А.М. Позднеева. Он отложился в личных бумагах Н.К. Рериха, также интересовавшегося буддийским искусством и принявшего участие в строительстве буддийского храма в Петрограде.

Общий объем этого фонда составляет около 10 тысяч листов.