При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Основное название
Ростов Великий. Теремки княжеских палат
1903 г.
фанера, масло
31.3×40.7 см
25890 КП
6882 II
Место нахождения произведения
Государственный музей Востока

Ранний период творчества Н.К. Рериха определен интересом художника к истокам русской культуры, к родной истории. Он обращается к малоизвестному миру славянской Руси. Этот период представлен замечательной живописной серией, посвящённой архитектуре древнерусских городов и созданной в 1903-1904 гг. во время большого путешествия Николая Константиновича по городам Золотого кольца России.

Н.К. Рерих поставил перед собой грандиозную задачу: показать многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспеть былую славу городов Великой Руси. В данном случае эту задачу он решает не в монументальных полотнах, а в небольших этюдах. Разнообразны этюды Владимира, Суздаля, Нижнего Новгорода, Пскова... Особенно большую художественную жатву Н.К. Рерих собрал в Ростове Великом. Этот древний русский город, в 40 верстах от Ярославля, известен с Х века. В прошлом – центр древнерусского Ростовского княжества, резиденция местных князей и архиепископа.

Более десяти этюдов Ростова Великого написаны широко и достигают впечатления жизненности: здесь и общий вид с озера, и Кремль, и внутренность храмов, и княжеские теремки, и теремки иераршие, и старинная деревянная церковь в селе Ишны под Ростовом, выкрашенная в чёрный цвет и вырезывающаяся мрачным силуэтом.

Рерих сумел соединить воедино, казалось бы, несовместимые понятия – он передал и сказочность этих старых теремов и башен, былинность, а с другой стороны изобразил их в тесной связи с русской северной природой, с зелеными холмами и серыми облаками, с купами деревьев; обвил хожеными тропинками, показав их так реально стоящими на русской земле.

«Ростов Великий. С трудом верится, чтобы ростовский Кремль на глазах живых людей мог быть назначен на слом с торгов за 28 000 р. Имена Вахрамеева, Шлякова и Титова, хлопотавших о его реставрации, почетны для всякого русского. Уголки Кремля дышат XVII в. Палаты, иераршие теремки (Филарета Никитича), росписные храмы – удивительны по настроению. Конечно, большая часть не только петербургских, но и московских туристов в этом замечательном месте не бывала...»

(Из путевой книжки художника Н.К. Рериха)