Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation
RU / EN
Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation

Nicholas Konstantinovich Roerich

Main name
Rostov Velikiy. Towers of princely chambers
Author name
Prince's Palace. Rostov the Great
1903
oil on plywood
31.3×40.7 cm
25890 КП
6882 II
Location of the works
The State Museum of Oriental Art

Ранний период творчества Н.К. Рериха определен интересом художника к истокам русской культуры, к родной истории. Он обращается к малоизвестному миру славянской Руси. Этот период представлен замечательной живописной серией, посвящённой архитектуре древнерусских городов и созданной в 1903-1904 гг. во время большого путешествия Николая Константиновича по городам Золотого кольца России.

Н.К. Рерих поставил перед собой грандиозную задачу: показать многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспеть былую славу городов Великой Руси. В данном случае эту задачу он решает не в монументальных полотнах, а в небольших этюдах. Разнообразны этюды Владимира, Суздаля, Нижнего Новгорода, Пскова... Особенно большую художественную жатву Н.К. Рерих собрал в Ростове Великом. Этот древний русский город, в 40 верстах от Ярославля, известен с Х века. В прошлом – центр древнерусского Ростовского княжества, резиденция местных князей и архиепископа.

Более десяти этюдов Ростова Великого написаны широко и достигают впечатления жизненности: здесь и общий вид с озера, и Кремль, и внутренность храмов, и княжеские теремки, и теремки иераршие, и старинная деревянная церковь в селе Ишны под Ростовом, выкрашенная в чёрный цвет и вырезывающаяся мрачным силуэтом.

Рерих сумел соединить воедино, казалось бы, несовместимые понятия – он передал и сказочность этих старых теремов и башен, былинность, а с другой стороны изобразил их в тесной связи с русской северной природой, с зелеными холмами и серыми облаками, с купами деревьев; обвил хожеными тропинками, показав их так реально стоящими на русской земле.

«Ростов Великий. С трудом верится, чтобы ростовский Кремль на глазах живых людей мог быть назначен на слом с торгов за 28 000 р. Имена Вахрамеева, Шлякова и Титова, хлопотавших о его реставрации, почетны для всякого русского. Уголки Кремля дышат XVII в. Палаты, иераршие теремки (Филарета Никитича), росписные храмы – удивительны по настроению. Конечно, большая часть не только петербургских, но и московских туристов в этом замечательном месте не бывала...»

(Из путевой книжки художника Н.К. Рериха)