При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Декоративно-прикладное искусство

Скульптура

Предметы быта

Предметы культа

Наследие

Предметы искусства из собрания семьи Рерихов в Государственном музее Востока

Основу коллекции предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства семьи Рерихов заложил сам Н.К. Рерих еще в ранней юности. Как правило, художник не может обходиться без произведений искусства, которые должны его окружать. Не был исключением и Н.К. Рерих. Известно, что еще в Петербурге Николай Константинович начал собирать коллекцию живописи «старых мастеров» Европы. Однако этим интересам художника не суждено было получить продолжение. После переворота, который совершили большевики в России в октябре 1917 года, семья Рерихов осталась в Финляндии, где в это время художник проходил реабилитацию после ухудшения здоровья, которое произошло в апреле 1917 года. Обострение отношений между Российской Советской Республикой и получившей независимость Финляндией привело к тому, что граница между странами была закрыта. Коллекция Н.К. Рериха осталась в его петроградской квартире, а затем перешла в Государственный Эрмитаж. В 1918 году семья уезжает из Финляндии и начинает долгие годы странствий по миру. Собирание предметов искусства на какой-то период отошло в тень. Однако уже во время пребывания в США в 1921–1923 гг. Н.К. Рерих возвращается к этому увлечению. В это время его интересы уже заметно смещаются в сторону Востока.

В 1923 году семья Н.К. Рериха перебирается в Индию, а в 1924 году начинается его многолетняя центральноазиатская экспедиция, в результате которой был получен обширный художественный и научный материал. С 1929 года художник с женой и старшим сыном обосновались в имении Нагар в долине Кулу на севере Индии, где продолжили дело собирательства.

В Государственном музее Востока хранится часть рериховского собрания, которую в 1977 году подарила американская гражданка Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, близкий друг и сотрудник семьи Рерихов.

В настоящее время в состав коллекции, хранящейся в ГМВ, входит более двухсот различных предметов:

– европейская и американская живопись – 16 произведений;

– японский свиток;

– русские и болгарские иконы – 10 предметов;

– индийская миниатюра – 18 листов;

– тханки (монгольские, тибетские, китайские) – 28 штук;

– алтарь буддийский с тханкой;

– культовая бронзовая скульптура (Индия, Китай, Непал, Тибет, Монголия, Юго-Восточная Азия) – 37 предметов;

– буддийские иконки в металлических футлярах (гау) – 3 штуки;

– фрагменты каменной скульптуры – 10 предметов;

– деревянная скульптура – 13 изделий;

– изделия из слоновой кости – 4 предмета;

– керамические изделия – 17 предметов;

– древнеегипетские предметы (ушебти, амулеты и пр.);

– фрагмент древнеримской каменной скульптуры;

– стеклянный сосуд из сирийского стекла;

– различные изделия декоративно-прикладного искусства из металла – 40 штук;

– изделия из полудрагоценных камней – 22 предмета;

– ткани, вышивки (Индия, Китай, Россия, Япония, Иран, Средняя Азия, Япония) – 12 предметов;

– ковровые изделия – 4 штуки;

– гобелен.

В 2014 году эта часть коллекции Рерихов была опубликована в книге О.В. Румянцевой «Щедрый дар» (далее номера предметов соответствуют изданию). Однако системное научное описание и изучение данной коллекции еще только предстоят.

Читать полную статью

Предварительный анализ всей коллекции дает основание сделать несколько наблюдений.

Во-первых, коллекция очень разнородна как по составу – от древнеегипетских археологических предметов до американской живописи середины XX века, так и по материалу – от полудрагоценных камней до текстильных изделий.

Во-вторых, в коллекцию входят предметы, весьма различающиеся по своему значению. Это и очевидные музейные вещи (например, № 166 – голова Будды из Гандхары II–III вв.), и массовый материал – произведения восточного декоративно-прикладного искусства вплоть до современных сувенирных вещей (например, № 297 – чеканка с изображением Ганеши, Индия, начало XX в.), и чисто мемориальные предметы (например, памятная медаль к открытию Мастер-Билдинга в Нью-Йорке в 1929 году).

Между тем имеющаяся в ГМВ часть коллекции вполне точно отражает и жизненный путь Рерихов, и некоторые пристрастия как самого художника, так и членов его семьи, а также и близких сотрудников, принимавших участие в составлении этого собрания.

Так, увлечение и занятия археологией еще в юности отразились на интересе Н.К. Рериха к археологическим предметам. Ничего удивительного, что в составе коллекции есть несколько древнеегипетских изделий (скарабеи, ушебти и пр.), которые широко продавались как в антикварных магазинах, так и на аукционах вплоть до недавнего времени. Несколько античных керамических изделий (канфар, светильник и др.) также относятся к массовому материалу, не представляющему большой художественной или исторической ценности.

Пребывание Н.К. Рериха в США было важным этапом в его жизни и творческой биографии. Здесь у него сложился круг преданных последователей, с чьей помощью ему удалось создать целый ряд замечательных культурных учреждений и организаций. Известно, что Н.К. Рерих общался с широким кругом деятелей американского искусства, поэтому нет ничего удивительного, что в коллекции представлены живописные работы ряда американских художников того времени (№ 437, 422–450 – О. Пушманян, Ч. Райдер, У. Ли, Ф. Фрисеке, М. Бюль и др.). На вопрос, каким образом коллекция пополнилась работами итальянских художников (Е.К. Футе, К. Джиорни), еще предстоит ответить биографам Н.К. Рериха (№ 438–441). Французская гравюра и рисунок Ж. Беланжа (№ 434, 436; XVIII в.) говорят об устойчивом интересе к европейской художественной традиции. Однако следует прежде всего учитывать то, что эта часть коллекции составляла личное собрание К. Кэмпбелл, и несмотря на сам факт того, что она часто опиралась на рекомендации Рерихов (по большей части Святослава Николаевича), она, конечно же, часто приобретала произведения по своему собственному усмотрению.

Разнообразные восточные костюмы, имеющиеся в коллекции, использовались при создании портретов членов семьи или ближайших друзей (см., например: № 386 (Кафтан. Индия, XIX в.) и фотографию С.Н. Рериха в этом кафтане; № 388 (Курма. Китай, XVIII в.) и «Портрет К. Кэмпбелл в китайской курме», выполненный С.Н. Рерихом в 1926 г. Текстильные изделия могли служить в качестве драпировок при составлении живописных композиций.

По крещению в младенчестве Н.К. Рерих был православным христианином и много работал над произведениями для церковных зданий. Как теоретик искусства он стал одним из тех, кто утверждал художественную ценность средневековой русской иконописи в истории мировой живописи. Поэтому нет ничего удивительного, что в его коллекции находились и русские иконы (№ 365–370). В то же время наличие болгарских икон может быть связано с тем, что в православной иконописной традиции особое место занимает балканская школа, в которой выделяется болгарская иконопись (№ 371–373). Известно, что в конце 1920-х – начале 1930-х годов эти иконы располагались на стенах в комнате-часовне Сергия Радонежского в здании Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Не исключено, что эти вещи проделали долгий путь по свету с Рерихами, прежде чем оказались в музейном собрании в Москве. Очевидно, что судьбу православных икон разделили два русских серебряных сосуда XVIII века (№ 247, 248).

В ходе европейских путешествий Рерихов их коллекция активно пополнялась новыми вещами. Так, столовый серебряный прибор на 12 персон в деревянном футляре фирмы Хенкок, Англия, датированный XIX веком, скорее всего, появился в семье во время проживания в Лондоне в 1920 году и использовался в быту. Кроме него, в коллекции музея хранятся другие утилитарные европейские вещи – ножницы (№ 279), вазы (№ 159, 160), а также предметы из других частей света – китайский курительный прибор (№ 275), трубка с фильтром для питья мате (№ 273) и прочее.

В коллекцию музея входит орден Креста и розы, который является традиционной наградой розенкрейцеров (№ 281). Вопрос о том, кто был награжден этим орденом, сам Н.К. Рерих или кто-то из его предков, пока остается открытым.

В состав коллекции включены разнообразные фарфоровые и керамические сосуды – от чаши для омовения кистей средневекового Китая до европейских ваз конца XIX – начала XX века.

Основную часть коллекции, хранящейся в ГМВ, составляют восточные произведения, прежде всего связанные с буддизмом. Они появились в этом собрании после центральноазиатской экспедиции, проходившей по северу Индии, Китаю, Монголии и Тибету. Во время путешествия был собран обширный материал, включающий ритуальные объекты (разнообразная бронзовая пластика, тханки и др.), ювелирные украшения, произведения декоративно-прикладного искусства и прочее. Особняком стоит фрагмент скульптуры – голова Будды, относящаяся к т. н. «гандхарскому искусству» и датируемая II–III вв. н. э. Этот фрагмент представляет собой классическую иконографию образа Будды, которая получила распространение в первых веках нашей эры на территории Кушанской империи. Гандхара (историко-культурный регион Индии) был одним из центров формирования антропоморфного образа Будды. Эта головка была приобретена К. Кэмпбелл, по-видимому, как обычно, по экспертному совету С.Н. Рериха.

Ю.Н. Рерих, известный востоковед и буддолог, уделял особое внимание собиранию буддийской бронзовой пластики. В той части коллекции, которая находится в ГМВ, хранится более 30 различных скульптурных изображений. В основном это типовые вещи XVIII–XIX вв. Вместе с тем в московской части коллекции находятся две бронзовые скульптуры, которые представляют научный интерес: алтарная композиция Манджушри с предстоящими и статуэтка Майтреи. Оба предмета вошли в коллективную монографию Э.В. Ганевской, А.Ф. Дубровина и Е.Д. Огневой «Пять семей Будды. Металлическая скульптура северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ» (М., 2004. С. 196–197). Авторы предложили следующие датировки и локализацию данных произведений: по их мнению, Манджушри с предстоящими датируется XIV–XV вв. и мог быть сделан в Западном Тибете (Непале?); Майтрея датируется XV в. и происходит из Тибета (Непала?).

Анализ репертуара бронзовой скульптуры, находящейся в коллекции, показывает, что особое внимание уделялось образу Тары – одному из наиболее популярных женских персонажей буддистского пантеона. Согласно одной из мифологических версий, Тара родилась из слезы Авалокитешвары (бодхисатвы созерцания) и является воплощением беспредельного сострадания.

Другую значительную часть коллекции составляют тханки в количестве 28 штук. Тханки нередко называют иконами, тогда как в буддийской ритуальной практике эти рисованные свитки играли лишь роль стимулятора при медитации. В собрании имеются тханки XVIII–XIX вв., в основном тибетские, в меньшем количестве – монгольские и китайские. Тханки представляют собой свиток хлопчатобумажной ткани или шелка, расписанный минеральными красками на специальном грунте из смеси клея и мела (каолина). Художник был обязан следовать иконометрическим и иконографическим канонам. После завершения работы над тханкой буддийские ламы совершали обряд освящения изображения. На оборотной стороне свитка лама ставил отпечатки своих ладоней и писал мантру. Чаще всего употребляли формулу «ом – ах – хум». Данный обряд зафиксирован на оборотной стороне тханки «Цокшин Будды Шакьямуни», выполненной в Тибете в XIX в. (№ 348). Обычно тханку обрамляли полосами шелка – красными и желтыми. Они символизировали радужное сияние, исходящее от изображения. Если тханка делалась по специальному заказу, то в качестве обрамления использовали парчу. Затем пришивалось более широкое обрамление, которое делалось по каноническим пропорциям к размерам. Первоначально тханка покрывалась тонкой шелковой завесой, которая должна была предохранять изображение от пыли и копоти.

Среди образов, которые встречаются на тханках из собрания Рерихов, Будда Шакьямуни, Амитабха, Манджушри, Ваджрапани, Падмапани и другие. Имеются две тханки с изображениями канонической сцены Цокшин (буквально: собрание дарующих прибежище). Подобные композиции имеют строгую иерархичность в расположении персонажей.

Большой интерес в коллекции представляет иллюстрация к астрологическому трактату «Вайдурья Карпо» («Гирлянда голубого берилла») из цикла «Калачакра» («Колесо времени»). Этот трактат был написан выдающимся ученым Десридой Сангьегьяцхо (1653–1705), который был регентом Далай-ламы V. «Калачакра» – астрологический календарь, который использовался для предсказания будущего и определения значения прошлого. Данная иллюстрация-таблица была выполнена в XIX веке.

Наряду с буддийскими тханками в коллекции имеется одна живопись на ткани, представляющая собой девятиярусную композицию с изображением индуистских богов (№ 363). Судя по иконографии, она была выполнена в Непале в XVI веке.

В коллекцию включены 18 индийских миниатюр. Часть из них относится к т. н. «могольской» школе. В нашем случае это портретные изображения вельмож и сановников различных рангов. Другая часть относится к т. н. школе «пахари» (горная). Эта школа получила развитие на севере Индии. Основу репертуара этой школы составляют сцены из шиваитской и вишнуитской мифологии. На нескольких миниатюрах изображены исторические персонажи, носящие в Индии легендарный характер, как, например, на миниатюре «Гуру Нанак с учениками».

В коллекцию входят ювелирные украшения (бусы, ожерелья, амулетницы, амулеты, броши, пояс, кольца и пр.) из различных регионов Востока: Центральной Азии, Индии, Тибета, Непала, Китая. Имеется группа шкатулок из Индии, Китая, Ирана, Центральной Азии.

Данная публикация на портале открывает широкое исследование коллекции Рерихов как с точки зрения истории искусства, так и в аспекте мемориального значения предметов.

По мере функционирования портала и проведения исследовательской работы как по отдельным произведениям, так и по группам вещей, информация в этом разделе будет дополняться и изменяться.