Монограмма по левому краю
Монограмма по левому краю
Roerich Museum, New York (1923); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Baltzar Bolling col., USA (1951); Nicholas Roerich Museum (1968)
Сюита «Сны мудрости» писалась художником летом 1920 года, как раз тогда, когда Рабиндранат Тагор пожаловал в гости к Рерихам. На произведение «Песнь утра» Николая Рериха вдохновила очень выразительная миниатюра «Наика (героиня) и олень» мелодического жанра тоди-рагини, передающего языком живописных образов томление по Возлюбленному, что символизирует в высшем аспекте устремление души к Богу.
Все живое поет свою песнь – горный поток и месяц, «звучат струны дальних миров» и «неведомый певец» «наполняет сердце надеждой».
«Незнакомый человек поселился около нашего сада. Каждое утро он играет на гуслях и поет свою песнь. Мы думаем иногда, что он повторяет песню, но песнь незнакомца всегда нова...»
(Н.К. Рерих. Замечаю)
Обычно тоди-рагини исполняется в ночные часы, но, видимо, Николаю Рериху была важна лишь сама идея, и мы не видим у героини печального взгляда (как на миниатюре), наоборот, в ее взоре светится радость и нежность, она словно играет с оленем, а не делится грустью. Художник пишет героиню в ярком красном платье, более высокой ростом, а также делает более изящным изгиб ее тела по направлению к оленю. На карнизе дома сидит павлин – частый герой индийских миниатюр. Вдали, как на миниатюре, плывут дождевые облака, предвещающие муссон. Однако часть из них подсвечена лучами встающего солнца, они более рельефны и, в отличие от миниатюры, не выглядят угрожающими немедленным и сильным дождем. Вместо пожухлых полей, изображенных на миниатюре, мы видим на дальнем плане пейзаж, напоминающий Карелию, – холодного цвета серо-голубое озеро, словно отражающее незанятый тучами кусок неба, и богатые растительностью сине-зеленые холмы.
«Каждое утро ликуем мы солнцу. И повторяет свои дуновения ветер весенний...»
(Н.К. Рерих. Повторяешь)