При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Авторское название
Ангел последний
1912
картон, темпера
52.5 × 73.8 cm
1.0013
Подписи, надписи, пометки:

Подпись и дата слева внизу: монограмма 1912

Место нахождения произведения
Музей Николая Рериха

Roerich Museum, New York (1923); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Katherine Campbell col., USA (1970); Nicholas Roerich Museum (1986)

Произведение «Ангел последний», 1912 года, представляет нам один из образов Архангела Михаила в ипостаси Архистратига – предводителя Небесного Воинства, с копьем и щитом, окруженного пламенем, в византийской традиции. Произведение навеяно снами и предвоенными предчувствиями художника. «Ангел последний» – образ из Апокалипсиса – изображает таинственное и грозное существо на слова: «И пролетит над землею ангел конца, грозный-прегрозный, красный-прекрасный, ангел последний»

(И. Ясинский. Мир искусства // Биржевые ведомости. 1913. 5/18 января).

«В творчестве Рериха явственнее, чем у кого бы то ни было другого из современных художников, слышится «булата звон и конский топот».

(С. Яремич. Новизна в искусстве // Биржевые ведомости. 1915. 31 марта / 13 апреля)

«Грозный смысл последнего суда выражен, как ни у кого из современных мастеров. Над залитой пожаром землей высится «Ангел конца, грозный-прегрозный... Ангел последний». Вдали еще видны сквозь клубы дыма отдаленные холмы, как бы сулящие надежду, но это мечта художника. Как ни жаль расстаться с землей – конец все равно неизбежен».

(С. Яремич. О направлении «Мира искусства»)

«Еще одно свойство поражает в творчестве Рериха – у него крепко связан и согласован стиль его произведений. Форма предметов каждый раз безошибочно найдена. В основу его взгляда заложен... насыщенный красочностью прием древней новгородской живописи – источник, к которому до сих пор никто из наших художников не обращался».

(Русская молва. 1913. 12/25 января. № 32)