При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Основное название
Идолы
1902 г.
холст, масло
132.5×53.5 см
46695 КП
9496 II
Место нахождения произведения
Государственный музей Востока

В начале своего творческого пути, уже создав несколько работ на исторические темы, Н.К. Рерих задумывает целую серию картин «Начало Руси. Славяне». В ней художник хочет «растолковать» целый исторический период жизни Древней Руси. Николай Константинович взялся за сложнейшую задачу – на основе научных гипотез, знания единичных предметов и их фрагментов силой воображения воссоздать исчезнувший, погребенный веками мир.

До картины «Идолы» 1902 года Рерих уже написал годом ранее две работы с таким же названием. К теме идолов он будет возвращается неоднократно. Известно не менее восьми вариантов картин и эскизов «Идолы».

«На фоне бревенчатых срубов изображена компактная группа идолов; два из них приведены фрагментарно. У центрального идола в фас накладные глаза и фигурная пластина, объединяющая брови и раздвоенный треугольником нос, как на статуэтке из Кличевана. На шее и плечах - гривны, как в половецких изваяниях. В его круглом лице и витой гривне - священный знак солнца - наследуются характерные особенности "скифских" (сколотских) идолов VI-V вв. до н.э. Ещё один идол на картине - женский, он представлен в профиль, с опущенными руками и огромными пальцами. В облике идола видятся черты половецких изваяний, и полногрудых палеолитических "Венер" из Костенок, Авдеево, Елисеевичей (Украина) или Парабита (Италия). По-видимому, первоначально работа находилась в собрании А.П. Иванова».

(Маточкин Е.П. Мельников В.Л. "Идолы в произведениях Н.К. Рериха")