При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Основное название
Свет Небесный
1931 г.
холст, темпера
124×80 см
28514 КП
6202 II
Место нахождения произведения
Государственный музей Востока

Один из вариантов центральной части триптиха «Fiat Rex» («Да будет Владыка»). В 1931 году художник обратился к образу Владыки Шамбалы, о котором собрал много сказаний во время своих странствий по Центральной Азии. На полотне изображен Старец, стоящий на ступенях, вырубленных в скале. Старец погружён в глубокое размышление, его взор опущен, лицо спокойно. В правой руке, на уровне груди, он держит священную чашу, над которой вьются язычки серебристого пламени, левая рука готова бережно поддержать драгоценный груз. Стоя на ступенях, ведущих вниз, Старец готов нести свет своего Огня во тьму, лишенную доступа к Свету Небесному. О готовности к этому подвигу говорит и серебристое сияние вокруг головы Старца. Отблески этого сияния сливаются с Небесным Светом, который, подобно дождю, струится с тёмно-синего неба, и в потоке которого растворяются силуэты окружающих скал.

В картине этот образ ассоциируется со Святым Сергием Радонежским, жизнеописание которого упоминает о многих огненных явлениях. Об этом же свидетельствует и одежда Старца на картине, напоминающая подрясник и палий русского монаха.

Сам Николай Константинович говорил:

«Преподобный приобщился от пламенной чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем, дошёл до нас облик Святого Сергия...

В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдёмся мы, и забыв темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к свету.

Свет один, также как и тьма одна, и при внесении света, тьма рассеивается.

Да поможет нам Преподобный приобщиться к великому единому Свету».

(Н.К. Рерих. Слово на освящение часовни св. преподобного Сергия // Держава Света)