При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Международная научная конференция «Реставрация и атрибуция наследия семьи Рерихов»

01 ноября 2017

Международная научная конференция «Реставрация и атрибуция наследия семьи Рерихов» состоялась 1 ноября 2017 года в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря. Конференция была проведена по инициативе трёх музеев, хранителей произведений рериховского наследия – Государственного музея Востока в Москве, Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и нашла самую деятельную поддержку в руководстве ВХНРЦ.Конференцию открыла заместитель директора ВХНРЦ О.С. Темерина. Она отметила важность и актуальность данной конференции. Вслед за ней выступил директор государственного Музея Рерихов, филиала Государственного музея Востока, Т.К. Мкртычев, который поблагодарил руководство ВХНРЦ за организацию мероприятия и высказал пожелание, чтобы такие встречи проходили ежегодно.Все выступающие говорили, что пришло время для обобщения накопленного опыта в области атрибуции, условий хранения, методики консервации и реставрации произведений Николая и Святослава Рерихов. Появилась необходимость выработать единую стратегию в решении этих проблем на основе методов, которые предлагает современная наука с учетом особенностей художественной техники обоих мастеров.В качестве показательного примера на конференции обсуждалась история найденного в индийском имении Татгуни портрета Николая Константиновича, написанного С.Н.Рерихом. Из-за частых перевозок и неправильного хранения картина находилась в плачевном состоянии. Ее восстановлением занимались художник-реставратор Н.Д. Вихрова и специалисты лаборатории физико-химических исследований ВХНРЦ. В работе использовались современные технологии, а безвозвратно утраченные фрагменты картины были восстановлены благодаря эскизам, хранящимся в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке. Сейчас частично восстановленный портрет хранится в Усадьбе Лопухиных в ожидании продолжения работы реставраторов. Помимо экскурса в историю создания портрета Н.К.Рериха в ходе выступлений возникла дискуссия о датировке данной работы. Используя метод сравнительного анализа, зав. отделом "наследие Рерихов" Государственного музея Востока В.А.Росов высказал мнение, что портрет Рериха может быть датирован 1944 годом.Своим опытом в восстановлении рериховского наследия поделились представители Государственного музея Востока, работавшие с картинами «Огни победы», «Книга голубиная», «Твердыня Тибета», «Гора Колокола» и с портретом Н.К.Рериха в золотом тибетском одеянии, принадлежащем кисти его сына Святослава. Реставратор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов рассказала о работе с «Пермским иконостасом», выполненным Н.К.Рерихом для церкви иконы Казанской Божией Матери в Перми в 1907 году.Участники конференции также узнали о том, как проводилось восстановление картины «Весть Шамбалы», которой занимались специалисты мастерской реставрации графики ВХНРЦ.Гости конференции задавали докладчикам многочисленные вопросы, которые порой перетекали в бурные дискуссии.Тема конференции вызвала серьезный интерес художников-реставраторов и музейных работников, поэтому было принято решение регулярно проводить подобные мероприятия.