При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Авторское название
Оттуда
1936
холст, темпера
91.5 × 122 cm
1.0169
Подписи, надписи, пометки:

Подпись и дата посередине внизу: монограмма / 36

Место нахождения произведения
Музей Николая Рериха

Helena Roerich col.; Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1949; acquisition, 1984)

"Беловодье! Дед Атаманова и отец Огнева ходили искать Беловодье... Также было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая, станом тонкая, лицом темнее чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан. Сроки на все особые"...
"С каких же пор пошла весть о Беловодье?" — "А пошла весть от калмыков да от монголов. Первоначально' они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, по благочестию. Значит, в основе сведений о Беловодье лежит сообщение из буддийского мира. Тот же центр учения жизни перетолкован староверами".

..."К югу шаманизм заменился учением про Белого Бурхана и его друга Ойрота. Жертвоприношения отменены и заменились сожжением душистого вереска и стройными напевами. Ждут скорое наступление новой эры. Женщина — молодая алтайка — почуяла новые шаги мира и хранит первый строгий устав".

Разрабатывая типаж "беловодской женщины", Николай Константинович обратился к образам бодхисаттвы Гуань-инь в форме Пандаравасини, т.к. Сестры Беловодья являются бодхисаттвами, отказавшимися от нирваны ради помощи человечеству.
"Белохитонная" ипостась Гуань-инь, считается, была заимствована из Тибета, где она почитается как Пандаравасини, что означает "одетая в белое", одна из форм Белой Тары".
Ю.И. Елихина. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве.

На картине художник четко обозначил два мира — "Тот" (название "Оттуда") и наш — мир земной. Эти два мира разделены стремительным потоком — сантаной. Царство Беловодья — синева высоких вершин, сияющие снега ледников, под стать хрупкой фигурке женщины из Беловодья. Мир людей — это совсем другие краски, более темные, в разных тонах охры. Спустившаяся "Оттуда" стоит на мостике между двумя мирами, где сам мостик — тонкая дощечка, может олицетворять устремления немногих душ, ищущих Свет. Духовный зов девушки в белом, сидящей на противоположном берегу реки (на ее одеянии знак триединства — Знамени Мира) — нашел свой Отклик. "Она" пришла "Оттуда" неожиданно, и девушка, предававшаяся размышлениям в "ожидании наступления новой эры", удивленно вскинула голову.