При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Авторское название
Сергиева пустынь
1933
холст, темпера
46.3 × 79.1 cm
1.0127
Подписи, надписи, пометки:

Монограмма справа внизу

Место нахождения произведения
Музей Николая Рериха

European Center of Roerich Museum, Paris (loan) (1933); Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1960; acquisition, 1963)

В 30-е годы тема, посвященная Преподобному Сергию Радонежскому зазвучала в творчестве художника с новой силой: он посвящает несколько работ часовне Святого Сергия (1931), пишет образ Сергия в иконописном облике (1932), а также Lumen Coeli (1931), также создаются картины на тему святой Руси - Звенигород (1932), Земля Славянская (1931) и др. Тогда же была построена часовня Святого Сергия в Чураевке. Произведение написано в сияющих оттенках ультрамарина и кобальта, в сочетании с бледно сиреневыми и нежно кремовыми оттенками стен храма и облаков. Эти краски создают ощущение радости и простора, это место, где вырастают крылья духа. Композиционно храм расположен чуть правее от центра холста, на возвышенности, покрытой сочными травами и самоцветной россыпью сине-лиловых камней. Выше него только небо и облака. Даже вершины гор синеют внизу. Зритель смотрит на него снизу вверх, словно на что-то столь же высокое, как небо и облака. Это - цель жизненного пути, куда стремятся в томлении духовном. Возможно, в основу сюжета картины легла легенда о хождении Сергия к Белой горе, расположенной где-то далеко.

«Наставление Сергия: «Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется»». Ж. Сент-Илер. Криптограммы Востока.