При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Авторское название
Три меча. Эскиз
1932
бумага, темпера
25.2 × 36.4 cm
1.0118
Подписи, надписи, пометки:

Монограмма слева внизу

Место нахождения произведения
Музей Николая Рериха

Helena Roerich col.; Katherine Campbell col., USA (1948); Nicholas Roerich Museum (1963)

Мечи и кинжалы являются одними из самых распространенных петроглифических изображений на оленных камнях от верховьев Амура до Эльбы. Очевидно, древние художники придавали им особое значение. Встретив эти изображения в Лахуле, Николай Рерих запечатлел их в нескольких картинах, таких как варианты "Меч Гесера", "Граница меча", "Три меча". Петроглифы располагались недалеко от места слияния двух главных рек Лахула-Чандры и Бхаги (Чандрабхага).

«Опять гремят бубенцы мулов караванных. Опять крутые всходы горного перевала. Опять встречные путники, каждый из них несущий свою житейскую тайну. Опять рассказы о местных духовных сокровищах, о памятных местах. Опять на скале запечатлен героический меч Гессар-Хана... Мы едем в Лахуль... Древнее урочище Карга. Остатки старинного укрепления. Чортены, менданги, выложенные камнями с молитвенными надписями...
Главное внимание привлекают многочисленные рисунки на скалах. Опять бараны и лучники. Очень древние. Лама Мингиюр с гордостью зовет к камню, на котором изображение меча»... Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа? Тут же и легенда о воинах Гессар-Хана, пришедших издалека и осевших здесь. Они же принесли и первую косточку персика. Конечно, это не монголы, дошедшие до Лахуля в семнадцатом веке... Народная память бережет что-то гораздо более древнее и значительное» ...

Н. Рерих. Меч Гесер-хана.