При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Авторское название
Гомпа
1932
холст на картоне, темпера
26.9 × 36.5 cm
1.0096
Место нахождения произведения
Музей Николая Рериха

European Center of Roerich Museum, Paris (loan) (1932); Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1960; acquisition, 1963)

Рерих не раз восхищался буддийскими монастырями-гомпа, называя их твердынями и орлиными гнездами. Этим уединенным обителям посвящена значительная часть творчества художника. Он охотно посещал монастыри, знакомился с их бытом, участвовал в праздниках и службах, водил дружбу со многими учеными ламами.

Гомпа в переводе с тибетского - место для медитации. Создавая эту небольшую работу, возможно, изобразив один из буддийских монастырских комплексов Лахула, художник изобразил легкий, медитативный пейзаж, где основные тона в лиловой и розовой гамме. "Если речь заходит о тибетском искусстве, то люди скептически спрашивают, а существует ли такое на самом деле. Многие думают, что это простое подражание китайскому искусству. Но это не совсем так, и было бы лучше рассматривать его, как слияние индийского, китайского и иранского искусства с другими течениями. Такое многообразие влияний придает тибетскому искусству уникальный характер. На все это Тибет наложил свои прекрасные горные пейзажи и легендарные учения, в результате чего возникло искусство, не похожее ни на какое другое... У тибетцев очень живое воображение. Достаточно лишь осмотреть их крепости, построенные на высоте орлиных гнезд, чтобы понять, насколько они дерзновенны в архитектуре".

Н. Рерих. Священная земля.

Взгляд зрителя картины направлен вверх, на небо с причудливыми облаками и лилово-синие горы, белые стены монастыря и ступы, которые напоминают сказочные замки. Созерцание неба является важным моментом в буддийской медитации.