Подпись и дата справа внизу: монограмма / 1931
Подпись и дата справа внизу: монограмма / 1931
European Center of Roerich Museum, Paris (loan) (1932); Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1960; acquisition, 1963)
«К северу от Кулу поднимаются пики основной цепи Гималаев. За ними лежит дорога на Лахул и Ладак, а главный белый исполин называется Гуру-Гури Дхар – Путь Учителя Учителей».
(Н.К. Рерих. Боги Кулуты)
Когда по окончании центральноазиатской экспедиции Рерихи поселились в долине Кулу, из окон своего нового дома они увидели белоснежную двуглавую вершину, которая чем-то напомнила им «царицу Алтая» – Белуху. Между собой они называли ее Горой «М», в честь своего духовного Учителя. Впрочем, у вершины несколько местных названий. Так, она посвящена главному божеству Лахула – кровожадному Гепангу, которому приносили в жертву коз. Однако прославленный буддийский учитель Падма Самбхава, боровшийся с местной анимистической религией лунг-пе-чхой, постарался свести на нет кровавые жертвоприношения, заменив их подношениями из глины и теста, а также цветов, воды и фруктов. Но в храм, посвященный Гепангу, все-таки до сих пор иногда приносят коз...
Вполне возможно, что название Гуру-Гури Дхар было дано снежному исполину именно в честь Падмы Самбхавы, который прошел здесь из Тибета в Индию и обратно, восстановив в этих землях религию Будды.