При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Авторское название
Жемчуг исканий
1924
холст, темпера
89.5 × 116.8 cm
Серия
Его Страна
1.0044
Подписи, надписи, пометки:

Монограмма справа внизу

Место нахождения произведения
Музей Николая Рериха

Roerich Museum, New York (1924); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Magdalene Lehrer col., USA (1952); Nicholas Roerich Museum (1965)

12 января 1924 года Рерих пишет сотрудникам в Америке: «Очень скоро я приступлю к моим картинам. Через восемь дней прибудут краски и холсты – «Его Страна» будет разделена на три части: «Жемчуг исканий», «Сожжение тьмы» и «Свечи Пришествия». Бог даст, вы увидите их в Америке». Шесть первых произведений этой серии – «Помни», «Книга мудрости», «Жемчуг исканий», «Спешащий» и «Ведущая» имеют схожее композиционное построение. Первый план, чаще всего это правый нижний угол картины, где на уступе скалы или на узком горном склоне происходит жанровая сцена, и второй – план облаков и за ними – сияющая снегами Канченджанга. Наблюдая местную культуру и традиции, художник обращается в своих картинах к жизни буддистов. Так, в «Жемчуге исканий», который Рерих начал писать в феврале 1924 года, он изобразил ламу, перебирающего жемчужные четки, и мальчика, сидящего перед ним и сосредоточенно внимающего ему. Из письма художника к сотрудникам следует, что Рерих изначально планировал несколько иной сюжет: «два юных тибетца нанизывают жемчужины, а позади них цепь клубящихся облаков. А над ними – цепь снежных гор». «Мир стремится к исканиям, – писал Рерих. – Создатель ищет формы. Искания благословенны (Агни-Йога). Возможно, на картине мы видим учителя, наставляющего ученика. Художник очень живо передал ощущение мира земного – с его оттенками охры и рубинового – и мира небесного – в нежной, пастельной гамме светлых тонов.

Жемчуг, символизирующий в буддизме драгоценное сокровище, у Н. Рериха представляет самое лучшее в нас, а в данном контексте – самые драгоценные искания нашего духа. Жена художника, Е.И. Рерих любила цитировать одно изречение из «Бхагават-Гиты»: «Я – та нить, на которую нанизаны все эти Идеи, из которых каждая подобна жемчужине». «Жемчуг исканий», «Равновесие земного и небесного»

(З.Г. Фосдик. Мои Учителя).