При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Авторское название
Падма Самбгава
1924
холст, темпера
73.8 × 117 cm
Серия
Знамёна Востока
1.0043
Место нахождения произведения
Музей Николая Рериха

Roerich Museum, New York (1924); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Baltzar Bolling col., USA (1951); Nicholas Roerich Museum (1973)

«Через тысячу двести лет после Будды Учитель Падма Самбхава приблизил к земным путям учение Благословенного. ...Падма Самбхава не умер, но ушел, чтобы научить новые страны. Без его ухода миру грозила бы опасность».
«В пещере Кандро Сампо, недалеко от Ташидинга, около горячих ключей жил сам Падма Самбхава... И теперь в пещере стоит изображение Падмы Самбхавы, а за ним каменная дверь. Знают, что Учитель скрыл за дверью священные тайны для будущего, но сроки им еще не пришли».

(Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи)

Во время поездки по монастырям Сиккима Рерихи могли посетить пещеру Кхадро Сангпхуг, в которой, по преданию, медитировал Падма Самбхава с супругой. Вокруг пещеры находятся горячие источники, они возникли после того, как Гуру Ринпоче победил ракшаси, обитающую в этой пещере. Также утверждается, что Падма Самбхава спрятал в пещере торма (священные тексты и статуи), которые будут найдены, когда придет их время.
В Сиккиме Николаю Константиновичу встретилась редкая тханка «Деяния Падмы Самбхавы», и Рерихи решили ее приобрести. Картина написана в технике, близкой к тибетской живописи по стилю и колориту. Сам образ Гуру Римпоче тоже каноничен. Однако пейзаж картины в таких деталях, как водопад, источники и горы, соответствует окрестностям пещеры Кхандро Сангпуг. Художник изобразил сцену беседы Учителя с гигантским горным духом, написанную на тханке.
«Некий гигант вздумал строить проход на Тибет и пытался проникнуть в Священную Страну. Тогда поднялся Благой Учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант»

(Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи).