Монограмма слева внизу
Монограмма слева внизу
Roerich Museum, New York (1924); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Magdalene Lehrer col., USA (1950s); Nicholas Roerich Museum (1965)
Капли жизни – молодой садху медитирует на уступе скалы, пока в кувшин по желобку капля за каплей набирается живительная влага. Это произведение в некоторых деталях перекликается с «Песней потока» 1922 года – зеленые островки с растительностью так же декоративны, как и герой, перекликающийся с образами из росписей Аджанты. Здесь также присутствует поток, хоть и маленький. Возможно, здесь художник дал некую параллель героя с бодхисатвой Авалокитешварой, атрибутом которого, в том числе, является кувшин с нектаром амриты. Садху устремлен в себя, ему не надо ничего вовне этого мира – и на картине не видно снежных вершин. И горы, которые присутствуют на картине, написаны ниже героя. Они словно взяты с другой картины, т. к. полны реализма. Возможно, этот образ был навеян какой-то буддийской легендой. Когда один из учеников Будды, медитируя, обрел умиротворение и счастье, он молился со следующими словами: «Бойтесь недооценить зло, (думая): «Оно не приблизится ко мне». Кувшин для воды заполняется, если в него постоянно падают капли воды. (Подобно этому), духовно незрелый человек мало-помалу наполняет себя злом. Бойтесь недооценить добро, (думая): «Оно не приблизится ко мне». Кувшин для воды заполняется, если в него постоянно падают капли воды. (Подобно этому), мудрый человек мало-помалу наполняет себя добром... Воистину человек – свой собственный спаситель. Какой другой спаситель ему нужен? Человек, хорошо контролирующий себя, едва ли найдет лучшего спасителя» (Дхаммапада). Так, человек воистину сам наполняет себя каплями жизни или смерти.