При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Авторское название
Стражи снега
1922
холст, темпера
51.5 × 76 cm
1.0032
Подписи, надписи, пометки:

Монограмма справа внизу

Место нахождения произведения
Музей Николая Рериха

Roerich Museum, New York (1923); Museo Nacional de Bellas Artes, Buenos Aires (loan) (1930); Nicholas Roerich Museum (1970)

«Стражи снега», 1922, написаны в Америке и во многом напоминают эскиз декорации к опере Римского-Корсакова «Снегурочка» – «Северная ночь» 1919 года. Художник любил замечать и всячески подчеркивал в своем творчестве идею «живой Природы», когда камни, скалы, небо и деревья исполнены ликов и кажутся живыми. Впоследствии он развил эту идею до совершенства в своих «портретах» гор.

«На границе тридесятого царства стоит великан – дикий человек. Ни конному, ни пешему не пройти, не проехать», – говорится в народной сказке. Еще во времена Академии, в мастерской Куинджи вздумалось мне написать такую картину. ...Мой «дикий человек» на ярко лимонном небе очень разил среди прочей обстановки. Не думал я, что такой выход из общепринятых рамок вместится. Но, видимо, вышло наоборот. Куинджи привел в мою закутку Айвазовского. «Кто это у вас тут сказки рассказывает?» – дружелюбно воскликнул маринист и долго разглядывал моего великана. «Сказка, настоящая сказка». Правда и сказка, все вместе... Высились нерукотворные великаны, и грозные, и ласковые, и гордые, и зовущие. Складывал сказки хожалый, много видавший путник... Красота не опиум, но крылья преуспеяния. Ведь в каждом человеке живет мечта о тридесятом царстве, о Стране Прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может. Правда наиреальнейшая в том, чтобы без лукавых выдумок напомнить и цветом и звуком о существующем».

(Н.К. Рерих. Тридесятое царство)

Тема сокровища и тайны – одна из любимых в творчестве Н.Рериха. Позднее художник разовьет эту тему в картине «Тридесятое царство», 1940.