Монограмма слева внизу, надпись справа внизу: 3 July
Монограмма слева внизу, надпись справа внизу: 3 July
Maurice Lichtmann, USA (1922); Sina Fosdick, New York (1939); Nicholas Roerich Museum (1964)
«Псков» написан, как и другое произведение с этим же видом – «Старый Псков», в 1922 году. В обеих картинах взгляд зрителя направлен в арочный проем, что подчеркивает театральный замысел композиции.
В произведении мы видим слегка сумеречное время рассвета или заката; белая башня, небо и камни окрашены глубоким розовым отсветом. Перед нами стена и ступени входа в храм или палаты. Красочный колорит создает чувство ожидания.
Рерих использовал этот прием во многих произведениях, приближая и отдаляя видимый ракурс, выделяя детали, кадрируя вид и даже «передвигая» постройки и природные объекты.
«В медленном разрушении теряют лицо живописные подробности Новгорода и Пскова. И не перечесть всего погибающего, но даже там, где мы сознательно хотим отстоять старину, и то получается нечто странное... До того мы ленивы и нелюбопытны, что даже близкий нам красивый Псков и то мало знаем... Старинные башни, рынок под Детинцем, паруса и цветные мачты торговых ладей, как все это красиво, как все близко от столицы. Как хороши старинные домики со стильными крылечками и оконцами, зачастую теперь служащие самым прозаическим назначениям вроде склада мебели и кладовых. И как мало все это известно большинству, кислому будто бы от недостатка новых впечатлений».
(Н.К. Рерих. По старине)