Подпись и дата слева внизу: монограмма / 1921
Подпись и дата слева внизу: монограмма / 1921
Снегурочка
Постановка: Чикагская оперная труппа, 1922
Roerich Museum, New York (1923); Museo Nacional de Bellas Artes, Buenos Aires (loan) (1930); Nicholas Roerich Museum (1970)
Работая над новой постановкой «Снегурочки» в 1921 году, Николай Рерих пишет образы Снегурочки и Леля более обобщенно, чем прежде, но все так же наполненными славянской символикой. Так, Снегурочка уже не напоминает сказочного персонажа, но больше похожа на крестьянскую девушку. А черты лица Леля, чей образ опирается на иконографию Кришны Венугопала (играющего на флейте), явно говорят о его восточном происхождении.
В очерке «Одеяния духа» художник пишет: «легенда-сказка «Снегурочка» показывает часть подлинной России в ее красоте. Островский, реалист-драматург, только раз в жизни отдал вдохновение сказке. Римский-Корсаков отдал «Снегурочке» молодой запас сил. И легенда убедительна своим подлинным эпосом. Все элементы влияний на Россию видны в «Снегурочке». И время сказки – поэтичное время славян, почитавших силы природы, – дает светлую атмосферу ликования природы. Мы имеем элементы Востока: ...тип легендарного пастуха Леля, столь близкого с обликом индусского Кришны. И наконец, мы имеем элементы Севера. Элементы лесных чар. Царство шамана: мороз, лешие, Снегурочка... Все подробности архитектуры и всей жизни русской обусловливают и подробности костюма, при общечеловеческом сотрудничестве слагается и смысл общечеловеческий».