При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Авторское название
Песнь потока. Декоративное панно
1920
холст, темпера
235.2 × 122 cm
Серия
Сны Мудрости
1.0025
Подписи, надписи, пометки:

Монограмма слева внизу

Место нахождения произведения
Музей Николая Рериха

Roerich Museum, New York (1923); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Baltzar Bolling col., USA (1951); Nicholas Roerich Museum (1968)

Монументальное произведение из сюиты «Сны мудрости» посвящено Индии и насыщено элементами с декоративной фактурой, напоминающими ткань, – бархатные холмы, в своих полосках сочетающиеся с рисунком на одежде и украшениях в прическе героини с лотосами, узорные скалы и облака, похожие на театральный занавес, многоцветные горы и струи потока. Художник сознательно пользуется традиционной иконографией, справедливо полагая, что образ индийского персонажа может быть взят только в Индии. В эссе «Радость искусства» он утверждает, что надо брать только первоисточники, а не переиначивать по-своему «своеобразное выражение старины».
Первоисточником героини рассматриваемого произведения послужил образ спутницы бодхисатвы Падмапани (Авалокитешвары) V века, в котором некоторые исследователи видят его женскую ипостась. Она же выступает и как Тара. Богиня или особа царской крови в короне, задрапированная на бедрах в светлую ткань, скрывающую ноги до лодыжек, украшенная браслетами, ожерельями и перевязями, стоит в позе трибханга по левую руку от Бодхисатвы. Изящный наклон ее фигуры повторяет позу Падмапани. В правой руке каждый из них держит цветок лотоса, который, в том числе, символизирует творческие силы мироздания.

В «Песне потока» Н. Рерих наряду с образом героини из индийской живописи использует стилизацию под дальневосточную живопись, создавая пейзаж, напоминающий свитки с бодхисатвой Гуань-инь (Каннон – яп.) на горе Поталака среди водопадов и потоков. Возможно, художник видел в образе из Аджанты параллель с образом Гуань-инь, тем более что это китайский эквивалент бодхисатвы Авалокитешвары.
Еще в 1906 году, создавая первый образ Царицы Небесной, Рерих написал ее не как Марию, Мать Иисуса, а как обобщенное женское божество планетарного масштаба. Это позволяет предполагать, что в картинах «Песнь утра» и «Песнь потока» художник начинает осмысливать образ божественной женственности в теософском духе, на пути к своей «Матери Мира». В пользу этого предположения может свидетельствовать и тот факт, что именно в этот период Николай Рерих вступает в Теософское общество и начинает активно знакомиться с теософией и теософами.