При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Основное название
Избушка в горах. Эскиз декорации к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
Другие известные названия
Избушка в горах. Эскиз декорации к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
1911
картон, cмешанная техника
48.5 × 63 cm
1.0012
Подписи, надписи, пометки:

Подпись и дата справа внизу: монограмма / 1911

Место нахождения произведения
Музей Николая Рериха

Пер Гюнт
Постановка: Московский Художественный театр, 1912

Irene Bashkiroff col., USA; Nicholas Roerich Museum (1971)

Один из эскизов для постановки драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт», в пяти действиях, в Московском Художественном театре.

Премьера состоялась 9 октября 1912 г. На эскизе – домик Сольвейг, «жрицы священного очага», куда главный герой возвращается в конце жизни. Горы и мшистые валуны полны тихой грусти, мчит свои зеленые воды горная речка, и лишь одинокий домик стоит, как свидетель быстро бегущих дней жизни. Работа, выполненная пастелью, передает колорит северной рироды,которую так любил Рерих.

«Что такое для меня «Пер Гюнт»? Ответить на это двумя словами мне трудно. Скажу только, что если бы в этом создании Ибсена передо мною не развертывалась дивная сказка, то я не стал бы работать. Но раз это сказка, то прежде всего ни определенного времени, ни этнографии и географии. Сказка всегда вне времени и пространства. Правда, неизбежен известный couleur locale, но ведь он бывает и в сказке. Он даже придает ей какую-то особую интимность и прелесть, но если зритель угадает в постановке век или отнесет ее к какому-нибудь десятилетию, я буду считать постановку неудавшеюся... О чем же рассказывает сказка Пер Гюнта? Может быть, я понимаю ее очень субъективно, но мне кажется, что эта сказка – песня о красоте и радости священного очага. Я уверен, что многие увидят в Пер Гюнте не то, но истинное художественное произведение тем и дорого, что в нем каждый, как и в самой жизни, увидит свое, наиболее ему дорогое, наиболее его интересующее, а Пер Гюнт так многогранен, что различное освещение всего, в нем обрисованного, возможно более, чем где-либо».

(Из интервью Н.К. Рериха)