При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Основное название
Ярослав Мудрый
1942 г.
холст, темпера
122.5×92 см
44000 КП
9430 II
Место нахождения произведения
Государственный музей Востока

«Не однажды Н. Рерих обращается и к образу великого князя киевского Ярослава Владимировича, прозванного в народе Мудрым. Он упоминает правителя в обращении к Конвенции библиотекарей в Нью-Йорке в 1930 году, цитируя слова князя о том, что «книги суть реки, наполняющие благодатью всю Вселенную». В 1940 году мечтает о постановке исторического кинофильма о Ярославе Мудром: «Вот бы фильму поставить». А в статье «Киев», рассуждая и как ученый-археолог, пишет о былом великолепии древнего города и мудрости его правителя Ярослава. Только разумный водитель, осознавший значение искусства, его действия на народное сознание, мог, по мнению художника, создать такой дивный город, украсив его замечательными памятниками: Золотыми воротами, собором Святой Софии, монастырями Святого Георгия и Святой Ирины.

В картине мастера «Ярослав Мудрый» (1942), являющейся своеобразной иллюстрацией этой статьи, киевский князь изображён за составлением свитка в интерьере палат. Рядом – раскрытая книга. В арочном проеме в золотом сиянии восходящего солнца – белокаменный собор Святой Софии с величественными куполами и крутыми закомарами. Золотисто-сиреневые краски пейзажа получают концентрированное выражение в одежде и фигуре Ярослава. В изобразительной системе полотна использованы приёмы иконописи и монументального искусства. Крупный план, плоскостность, декоративность придают изображённому эпический характер, превращая образ великого князя в художественный символ.

Воин Красоты – Н. Рерих видит в Ярославе Мудром умного, дальновидного политика, способного тонко чувствовать прекрасное и вносить его в окружающую жизнь. «Восторг Ярослава при виде блистательной Софии... – восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века», – замечает художник.

Написанная в 1941 году, в первый год войны, картина не оставляет сомнений в изначальной уверенности Н.К. Рериха в победе России, словно ориентируя современных и будущих правителей западного и восточного мира на пример политики великого русского князя, основанной на поклонении Знанию и Красоте – Науке и Искусству, во все времена способствовавших процветанию государства».

(И.П. Кузнецова. Русский век. Богатырская серия // Рерих: Пророчества.)