При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Основное название
Монголия II. (Поход Чингиз-хана)
1937–1938 гг.
холст, темпера
92×122 см
43929 КП
9359 II
Место нахождения произведения
Государственный музей Востока

«Под щебетанье птиц и блеяние стад, под веселое журчанье арыков мы вышли из Санджу. Скоро повернулись от оазиса, поднялись по песчаному откосу русла и оказались в настоящей пустыне. Холмы легли слабым неопределённым силуэтом. На горизонте дрожит воздух, точно сплетая какие-то новообразования. Развернулся полный узор песков. Это уже именно та необозримость, по которой двигались великие орды. Ведь и Чингис и Тамерлан проходили именно здесь. И так же как на волнах не остается следов от ладьи, так же на песках не осталось никакого намека на эти движения».

Эти строки записал Н.К. Рерих в свой экспедиционный дневник «Алтай - Гималаи». Позже более десятка картин составят серию «Чингиз-хан», посвящённую эпохе основателя Монгольской империи.

На переднем плане картины посланник “Вечного Синего Неба» устремляет своё войско к новым завоеваниям. Перед великим объединителем открыты «широкая пустыня Монгольская» и «необъятная степь». Белый сокол на знамени Чингиз-хана проносится среди старых камней с отпечатком трёх кругов. Именно это древнее изображение Н.К. Рерих выбрал в качестве знака Знамени Мира (Пакт Рериха). Универсальный символ триединства с древнейших времён бытует во многих культурах мира, в том числе во всех буддийских странах Востока, включая Монголию (он наряду с другими символами изображён на новом гербе Монголии).