В основу картины положен стих о легендарной «Книге Голубиной» из древнерусских сказаний. Стих начинается с эпического введения, в котором рассказывается, что в городе Иерусалиме при царе Давиде из небесной тучи выпала книга огромных размеров, книга за семью печатями, заключающая в себе все тайны бытия: «Ай, на то горы Фаворские... ко Латырю белу каменю... выпадала Книга Голубиная». В народе книга стала называться «Голубиной», символизируя нисхождение Святого Духа. Н.К. Рерих изобразил две пары голубей по сторонам от храма, поднимающегося до облаков, а книгу – в виде распростертых крыльев большой птицы, лежащей на земле.
«Отчего зачался у нас белый свет? Отчего воссияло солнце красное? Отчего у нас в земле ветры пошли? Отчего у нас в земле громы пошли? Отчего у нас в земле цари пошли?» – так русский духовный стих излагает взгляд наших предков на сотворение мира. Именно поэтому «Книгу Голубиную» называют еще «Глубинной» – от глубины ее премудрости. Н.К. Рерих начертал рунические знаки на раскрытых листах Книги жизни, поклониться которой пришли земные цари со своими свитами. Эти людские группы – отдельные миры или народы – воспринимаются как огромные камни, камни веры, лежащие в основании жизни.
В первой четверти прошлого века сюжет о «Голубиной книге» был весьма популярен. К нему обращались известные поэты и писатели: Константин Бальмонт, Борис Зайцев, Николай Заболоцкий, Михаил Пришвин. Последний в своем очерке «Церковь невидимая» говорит устами древней старухи о том, что летопись о граде Китеже – «горнем Иерусалиме» – «зашита ... в книгу Голубиную. Та книга весом полтора пуда, запирается винтами и лежит промеж Нижнего и Козьмодемьянска. Никто из простых людей той книги не видел». Согласна преданию, спрятана она глубоко под землёй.