При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
RU / EN
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Николай Константинович Рерих

Основное название
Священный дар
1924 г.
холст, уголь тонированный, пастель
88.3×116.4 см
28521 КП
6209 II
Место нахождения произведения
Государственный музей Востока

Первоначально картина входила в серию «Зарождение Тайн». Помимо основного названия «Священный дар», у Н.К. Рериха встречаются и другие – «Святой дар», «Святое приношение».

На фоне белых снежных пиков четыре человека с ларцами в руках обращены к мужчине, ликом напоминающего Иисуса Христа. Он сидит в позе лотоса и держит в руках кувшин. Подобный иконографический сюжет разрабатывался в буддийской иконографии народов Центральной Азии, а еще раньше в искусстве Гандхары. Сцена повествует о раздаче после кремации Будды священного пепла – шариля.

По буддийскому преданию тело перешедшего в нирвану Будды было предано огню близ города Кушинагара в Северной Индии. Другие города и племена потребовали, чтобы им были выданы доли священного пепла, но получили отказ. Тогда их войска подошли к Кушинагару и осадили его. Сражения удалось избежать, ибо брахман Дрона, ученик Будды, убедил кушинагарцев в справедливости требований других племён. В итоге сам Дрона разделил пепел поровну между всеми претендентами.

Н.К. Рерих взял за основу изображение среди фресок Турфанского оазиса, но интерпретировал его по-новому. Вместо Дроны выписан образ Христа, который держит кувшин с «живой водой», символизирующей Учение. «Святой дар» написан углём по покрытому рыжей охрой холсту, достигая схожести со стенописью. Изображённые на картине четыре представителя царств с ларцами ассоциируются с семьей Рерихов – Николаем Константиновичем, Еленой Ивановной и двумя сыновьями. Они приносят дары и получают священные реликвии. Связь Христа и Будды подразумевает единство мировых религиозных учений.

«...Высокий и близкий всем народам облик Иисуса сохраняют буддисты в своих горных монастырях. И не то диво, что учения Христа и Будды сводят все народы в одну семью, но диво то, что светлая идея общины выражена так легко и научно вливается в великую Общину всех миров. Заветы Иисуса и Будды лежат на одной полке».

(Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи)