«На днях на постоянной выставке в Обществе поощрения художеств появились последние этюды Н.К. Рериха.
Художник употребил часть истекшего лета на путешествие в западную и Центральную Россию, побывав в Ярославле, Костроме, Нижнем, Юрьеве-Польском, Владимире, Суздале, Ростове Великом, в Смоленске, Вильне, Троках, Гродне, Ковне, Мерече, Риге, Вендене, в Печорах, Изборске и в Пскове.
Целью этого путешествия было занести на полотно памятники древнего зодчества, отчасти уже разрушающиеся и даже разрушенные. Н.К. Рериху помогала его жена, работая фотографическим аппаратом.
...Но вот мы и на рубеже русской земли. В ряде изображений проходит перед нами Вильна, Троки, Меречь, Рига, Венден; тут и замки Гедимина и Кейстута с сохранившейся еще фресковой живописью – замки, напоминающие о временах самостоятельной Литвы, когда она была столь близка Руси и русскому влиянию. А вот и ковенские католические монастыри иезуитского стиля, свидетели позднейшей эпохи, когда русское влияние сменялось польско-католическим. Красивый фасад костела в Ковно (ныне жилой дом) совершенно такой же конструкции, как костел Св. Анны в Вильне, про который Наполеон говорил, что он с удовольствием перенес бы его на ладони в Париж».
(Н.К. Рерих и его последние этюды // Русь. 1904. 8/21 января. № 27)