Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation
RU / EN
Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation

Exhibition "Three Joys"

13 October 2016 – 26 March 2017

В 2016 году исполняется 100 лет с момента создания Н.К. Рерихом картины «Три радости». Картина написана в самый разгар Первой мировой войны и имеет аллегорическое значение. Художник пишет её как молитву о будущем России. В 1916 году Николай Рерих в связи с ухудшением здоровья покидает Россию. Картина «Три радости» стала одной из последних, написанных художником на родине. Цель выставки - раскрыть образный и духовный смысл этой работы через другие произведения Рериха, произведения религиозного творчества, литературные труды и этнографические предметы. Тема оказалась неисчерпаемой, ведь одной из граней творчества Рериха было возрождение и сохранение русских духовных традиций.

На полотне изображена семья крестьянина в окружении самых почитаемых на Руси Святых. Вся картина исполнена чувства радости и покоя. Сам Рерих так объясняет содержание своей работы: «Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Николай Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает». Выставка состоит из нескольких разделов, посвящённых образам этих святых в народном православии и в творчестве Н.К. Рериха. Отдельный раздел рассказывает о почитании Богородицы. Организаторы постарались собрать как можно больше экспонатов, связанных с темой русских святых. Директор музея Алексей Бондаренко отметил, что это прекрасный пример межмузейного сотрудничества: «Нам помог Русский музей, предоставивший на выставку прекрасные полотна Рериха. Это можно назвать новым этапом сотрудничества между нашими музеями. На выставке много прекрасных произведений религиозного творчества, некоторые из них демонстрируются впервые, они предоставлены Государственным Музеем Истории Религии. Редкие издания предоставила Библиотека Академии Наук».

В экспозиции представлены и ранние работы художника, которые редко попадают на выставки и почти не знакомы широкой публике. Рассказывает куратор выставки, заведующая экспозиционным отделом музея семьи Рерихов Виктория Шуршина: «Среди таких произведений эскизы к утраченным или недоступным широкой публике картинам. Например, эскиз к картине «Поход» 1899 года. Рерих подарил картину общественно-политической организации «Русское собрание», заседания которой посещал. Затем картина была утрачена. Замечательный эскиз к картине «Сходятся старцы» 1898 года. Сама картина находится в частном собрании. На выставке представлено полотно «Тени» 1916 года, редко выставляемое. Оно очень драматично по цвету, через который передаётся ощущение ужасов войны. Такое же напряжённое настроение можно почувствовать и в картине «Первая стрела» 1917 года. На выставке также представлены редкие иконы, чтобы зритель смог увидеть некоторые параллели с творчеством Рериха и традиционной народной культурой, к которой он обращался. Так, на выставке показана редчайшая православная икона с языческим сюжетом, где Архангел Михаил побеждает двенадцать девиц-трясовиц. По народным поверьям именно они насылают на людей болезни. Есть иконы «Богородица – спорительница хлебов» и «Богородица Трёх радостей», уникальные по исполнению. Впервые экспонируется икона «Святые Модест и Власий», эти покровители коневодства изображены с Архангелом Михаилом. При таком близком соседстве произведений религиозного искусства с творчеством Рериха становится очевидно, что художник был очень хорошо знаком с народным православием, русскими традициями и умело их перерабатывал. Он был ученым-археологом, этнографом, историком. Используя данные этих наук, ему также было важно выявить взаимосвязь между народным творчеством, религиозными, светскими сюжетами. Можно сказать, что Рерих был одним из первых культурологов, т.е. использовал междисциплинарный подход в исследованиях духовной культуры своего народа, которые перекидывают мостки между науками. Его картины – это настоящие исследования, написанные красками. Это тоже важно было показать на выставке».

Среди представленных на выставке картин: «Вестник», «Баян», «Борис и Глеб», «Илья Пророк», «Весна священная» и другие программные произведения Рериха из собрания Русского музея и частных коллекций. Дополнением темы стали инсталляции свадебных, земледельческих и скотоводческих обрядов с использованием уникальных этнографических предметов, впервые привезенных в Санкт-Петербург из Белгородского музея народной культуры.

http://www.roerich.spb.ru/story/vystavka-tri-radosti-11-noyabrya