Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation
RU / EN
Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation

Nicholas Konstantinovich Roerich

Author name
Держатель чаши. Монголия
1937
tempera on cardboard
30.6 × 45.7 cm
1.0196
Signatures, notes:

Монограмма слева внизу

Location of the works
Nicholas Roerich Museum. New York

Helena Roerich col.; Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1949; acquisition, 1984)

«Где проходили великие путники, народы переселений? Кое-где одиноко возвышаются керексуры, менгиры, кромлехи и ряды камней, молчаливо хранящих ушедшие культы. Конечности Азии бьются вместе с океанскими волнами в гигантской борьбе». Н. Рерих. Сердце Азии.

Одну из крупнейших групп мегалитов составляют древнетюркские изваяния «каменных баб», в большом количестве распространённые на обширных горно-степных пространствах Центральной и Средней Азии, часто изображающие умершего (обожествлённого) предка. Почти на всех из них присутствует сосуд, обычно помещённый в правую руку фигуры (левая рука, как правило, лежит на поясе или оружии).

«Едем на моторах через мелкие реки по весеннему бездорожью... Много керексуров (старых могил), курганы – следы великого переселения». «Оленьи камни, керексуры, каменные бабы, стены безымянных городов хотя и описаны и сосчитаны, но пути народов ещё не выявлены. Как замечательны ткани из последних гуннских могил, которые дополнили знаменитые сибирские древности.... Замечательная каменная баба – здесь, говорят, жил знаменитый разбойник, а теперь он превратился в хранителя пути. Путники мажут жиром губы изваяния, чтобы испросить милость.

Н. Рерих. Алтай-Гималаи.