Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation
RU / EN
Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation

Nicholas Konstantinovich Roerich

Author name
Три меча. Рисунки на камне. Лахул
1936
tempera on cardboard
30.6 × 45.7 cm
1.0187
Signatures, notes:

Монограмма справа внизу

Location of the works
Nicholas Roerich Museum. New York

Helena Roerich col.; Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1949; acquisition, 1984)

Мечи и кинжалы являются одними из самых распространенных петроглифических изображений на оленных камнях от верховьев Амура до Эльбы. Очевидно, древние художники придавали им особое значение. Встретив эти изображения в Лахуле, Николай Рерих запечатлел их в нескольких картинах, таких как варианты "Меч Гесера", "Граница меча", "Три меча". «Опять гремят бубенцы мулов караванных. Опять крутые всходы горного перевала. Опять встречные путники, каждый из них несущий свою житейскую тайну. Опять рассказы о местных духовных сокровищах, о памятных местах. Опять на скале запечатлен героический меч Гессар-Хана...
Мы едем в Лахуль... Древнее урочище Карга. Остатки старинного укрепления. Чортены, менданги, выложенные камнями с молитвенными надписями...
Главное внимание привлекают многочисленные рисунки на скалах. Опять бараны и лучники. Очень древние. Лама Мингиюр с гордостью зовет к камню, на котором изображение меча...» Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа? Тут же и легенда о воинах Гессар-Хана, пришедших издалека и осевших здесь. Они же принесли и первую косточку персика. Конечно, это не монголы, дошедшие до Лахуля в семнадцатом веке... Народная память бережет что-то гораздо более древнее и значительное...»

Н. Рерих. Меч Гесер-хана.