Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation
RU / EN
Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation

Nicholas Konstantinovich Roerich

Author name
Граница Тибета. Цайдам
1936
tempera on cardboard
30.7 × 45.8 cm
1.0170
Signatures, notes:

Монограмма справа внизу

Location of the works
Nicholas Roerich Museum. New York

Helena Roerich col.; Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1949; acquisition, 1984)

Произведение "Граница Тибета. Цайдам" написано Николаем Рерихом по воспоминаниям о первой Центральноазиатской экспедиции. Николай Константинович признавался, что они с Еленой Ивановной глядя на картины, изображающие пройденные вехи, часто вспоминают то большое путешествие. Картина очень ярко передает ощущение пустыни на восходе или закате, когда пески становятся бронзовыми, а дали лиловыми. Вдали золотятся хребты Нань-шаня, окутанные жемчужно-розовыми облаками.

«24 июля. Предполагаем выступить через Цайдам к Тибету девятнадцатого августа. Отважимся пересечь Цайдам по новому пути...Когда мы проходили Цайдам, он оказался совсем не таким, каким он показан на картах; невольно смотрелось на запад там розовели безбрежные пески. Вспоминалось, что от Цайдама до Куэнь-Луня на картах показано сплошное пустынное пространство. Конечно, все это место не исследовано. Между тем там в складках нагорий может быть много замечательного. Из области Хотана и Черчена могли в этом направлении распространиться древние буддийские монастыри. Могли быть интересные отшельничества и памятники-пещеры. Но даже сами монголы мало говорят об этих местах. Толкуют о пропавших в песках караванах, о занесенных городах, но все это в пределах сказаний».

Н. Рерих. Алтай-Гималаи.