Монограмма справа внизу
Монограмма справа внизу
European Center of Roerich Museum, Paris (loan) (1933); Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1960; acquisition, 1984)
В картине "Странник Светлого Града", как и в эссе "Град Светлый», Николай Рерих обращается к молодёжному мистическому сообществу в Советской России, описанному Михаилом Артемьевым в статье "Братство Светлого Города"
(Оккультизм и Йога, №5, с. 78-89):
«Идите по миру и смело зовите всех в Светлый город. Учитесь теперь же жить в свободе и общине. Говорите всем: "Не наполнится чаша Светлого города, как час придет"».
Святой город на картине во многом напоминает Псково-Печорскую обитель, которую Рерих называл "Чудесным местом...по уютности, по вековому покою, по интересным строениям с которым мало что сравняется во всей средней Руси".
Н. Рерих. Старина.
На картине Николай Рерих четко разделил планы: "Святой Руси" - святой город с "озером живой воды", обрамленные синими горами, которые венчает нежно-бирюзовое небо и сияющее облачное строение. Этот план наполнен легкостью, светлыми сияющими красками холодных небесных тонов. Второй план - сам путник, его дорога и ближайший холм написаны в темных, коричнево-лиловых тонах, что говорит о земном, человеческом начале, подобном мешку за плечами путника - он идет из мира скорбей, возможно тяжесть их он несет с собой.
Легенда о святом православном городе, где царит правда и закон Божий, вдохновляла многих духовных искателей, но дойти туда можно, только следуя одним из духовных путей, в "тоске по духовному совершенству":
"Светлый Град стоит на чистом озере. К нему ведут 4 братства: Иоанново, восточное братство, религиозного творчества и проповеди духа; Бояново, северное братство магии искусства; Пифагорейское, западное братство науки и философии; Микулино, южное братство любви и жертвы"...
"Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Никакие пропасти не остановят стремление духа.... За белыми горами звонят колокола обителей".
Н. Рерих. Град Светлый.