Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation
RU / EN
Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation

Nicholas Konstantinovich Roerich

Author name
Лотос
1933
tempera on canvas
74.4 × 116.9 cm
1.0138
Signatures, notes:

Монограмма слева внизу

Location of the works
Nicholas Roerich Museum. New York

Helena Roerich col.; Katherine Campbell col., USA (1948); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1960; acquisition, 1963)

Художник изобразил садху, сидящего на воде у древнего скального храма. Возможно, эти пещеры – место уединения садху на суше. «Вот в Ганге у Бенареса сидит садху на воде в священной позе. Скрещенные ноги его прикрыты водными струями. Народ сбегается к берегу и дивуется на святого человека.. Если один может идти по огню, а другой сидеть на воде, третий подниматься на воздух, а четвертый покоиться на гвоздях, пятый поглощать яды, а шестой поражать взглядом, седьмой без вреда для себя лежать под землею, то ведь некто может собрать и в себе все эти крупицы знания. И так может преобороться препятствие низшей материи! И не в каких-то далеких веках, но теперь, прямо здесь, когда космические лучи Милликана, передача мысли Райна и явление самой тончайшей психической энергии также изучаются и подтверждаются. Каждый из Риши на своем языке произносил священную клятву о построении мира обновленного, возвышенного, утонченного, прекрасного! Ради одного праведника целый Град бывал помилован. Этими маяками, громоотводами, твердынями Блага стояли Риши. Разных народов, разных вер, разных веков, но Единого Духа, во спасение и восхождение всех!

По огню ли пришел бы Риши, приплыл ли на камне, прилетел ли в вихре, но всегда поспешал во Благо Общее. Молился ли Риши на вершинах или на высоком берегу реки, или в пещере укромной, он посылал молитвы о всех неведомых, незнаемых тружениках, болеющих и страждущих! Посылал ли Риши белых коней во спасение незнаемых путников, или благословлял неведомых мореходов, или хранил Град во нощи, он всегда стоял столпом светоносным для всех, без осуждения, без утушения огня».

Н. Рерих. Риши.