Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation
RU / EN
Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation

Nicholas Konstantinovich Roerich

Main name
Messenger
1946
tempera on canvas
122×91.5 cm
44035 КП
9465 II
Location of the works
The State Museum of Oriental Art

Картина «Вестник» посвящена Елене Петровне Блаватской, удивительной женщине, человеку необыкновенной судьбы, русской женщине выдающейся учености, высочайшего благородства духа, основателя Теософского общества и автора ряда фундаментальных трудов по философии и религиоведению.

Николай Константинович неоднократно обращался к образу Блаватской в своем творчестве. Тема вестника, гонца весьма заметна в его искусстве. «Стучится вестник, и чем необычнее час, тем трепетнее ожидание» – писал художник. Картина «Вестник» существует в нескольких вариантах, причём первый из них был написан в 1922 году, в Нью-Йорке. Второй вариант был написан Рерихом в Дарджилинге (Индия) специально для того, чтобы заложить основы музея Е.П. Блаватской при Штаб-квартире Теософского общества в Адьяре (Индия). Полотно 1946 года – является последним вариантом этого произведения, оно написано в 1946 году.

Действие картины происходит в интерьере буддийского храма, что видно из настенных росписей. Женщина в покрывале отворяет дверь Вестнику. Сам же Вестник, в котором нашел свое воплощение символический образ Е.П. Блаватской, в восточном одеянии, с чалмой на голове, почтительно приветствует женщину традиционным жестом правой руки. В левой руке он держит некий предмет, похожий на ларец или книгу. Эта деталь адресует нас к оценке миссии Е.П. Блаватской, данной Е.И. Рерих: «...Е.П. Блаватская была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина» для сдвига сознания, зашедшего в тупик...». В открытую дверь, на заднем плане, видно рассветное небо, золотые отсветы на облаках, напоминающие молнии, и заснеженные сине-голубые горы.

На глубокий символизм этой картины указывал также Святослав Николаевич Рерих:

«...Вы должны тоже ждать и искать того вестника, который жив и который постучится в вашу дверь. Картина Николая Константиновича «Вестник» именно тем и прекрасна, что она описывает этот момент, момент вестника. Поэтому, дорогие друзья, будем стремиться к этому. Будем строить этот мост между нами и теми, кто продвинулся дальше. Будем строить прекрасную жизнь».