Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation
RU / EN
Supported by The Ministry of Culture of the Russian Federation

Nicholas Konstantinovich Roerich

Main name
The last angel
1942
tempera on canvas
91.5×153 cm
43999 КП
9429 II
Location of the works
The State Museum of Oriental Art

«Рерих не случайно в самом начале 30-х годов XX столетия обратился к нравоучительному сюжету о гибели платоновского континента. «Плоды» механической цивилизации, разрушение природы, культ золотого тельца, духовное одичание, становление фашизма, разгул воинствующего атеизма – всё это тёмное и низменное, расцветая махровым цветом, привело к такому обострению ситуации на планете, что давало достаточно оснований приравнять наше время к последним дням Атлантиды. Казалось, всё говорило о приближении Армагеддона – предуказанной древнейшими пророчествами и писаниями всех народов конечной битвы между силами Света и Тьмы, о наступлении «Великого Дня Суда Божьего». И Рерих в некоторых своих произведениях языком живописи воплощает известные апокалиптические видения Иоанна Богослова. Это картины «Ангел последний» (1912) и «Последний ангел» (1942) и «Армагеддон», созданные в 1936, 1940 и 1941 годах».

(Е.П. Маточкин. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели.)

«Сейчас пишется картина, напоминающая об «Ангеле последнем» 1912 года, только тогда название было – «И пролетит над Землёю…», а теперь будет – «И пролетел над Землёю Грозный, Прегрозный…» Вехи, в разные времена данные, уже становятся на свои места».

(Н.К. Рерих. Письма в Америку)